Предпрофильное образование в основной школе — это система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
Цель предпрофильной подготовки — формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.
Задачи: оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей; обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования; обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся; развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на третьей ступени; ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.
Этапы предпрофильной подготовки:
- Пропедевтический (8-й класс). Задачи: выявление интересов и склонностей, способностей школьников; оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением; развитие познавательных интересов, подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.
- Основной (9-й класс, сентябрь — март). Задачи: обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности; оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся; обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.
- Заключительный (9-й класс, апрель — июнь). Ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства; сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов; формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся; комплектование профильных классов.
Основные составляющие предпрофильной подготовки: Курсы по выбору, которые помогают учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения. Информационная работа, то есть спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.